На что все смотрят (фрейминг)

В пеаре и рекламе есть простая концепция из психологии и социологии — фрейминг. Это способ подачи информации через создание необходимого контекста, который будет влиять на её восприятие. Задание необходимых рамок, если дословно (вспомни, как оформляются музейные картины). Даниель Канеман не так недавно даже получил за эту концепцию Нобелевскую премию. Его классический пример: операция с «90% выживаемостью» кажется привлекательнее операции с «10% смертностью», хотя это одно и то же.

И этот самый фрейминг все используют абсолютно везде. Кто-то неосознанно, когда делает фото для сайта знакомств с выгодного ракурса или подбирая более удобные объекты для сравнения. В политических дебатах оппоненты постоянно пытаются переопределять понятия, а рекламщики по сути только и занимаются, что создают необходимый контекст.

Или веб-дизайн — это сплошной фрейминг: специально обученные люди приглашаются, чтобы выбрать что, как и с какой стороны подсветить, а какие неудобные моменты припрятать, чтобы создать необходимое впечатление и привести пользователя за ручку к ожидаемому действию. Базовое правило очень простое:

Люди смотрят на то, что им показывают

Не на то, что есть на самом деле. Не на то, что более важно, логично, ценно или правильно. А на то, что показывают. Потому что мы все спешим, мы экономим внимание и ресурсы, да и если мы будем со всем пристрастием подходить к каждому вопросу, — так и с ума можно сойти.

Мы можем взять одну и ту же компанию, одни и те же её финансовые показатели, одну и ту же реальность — и получить совершенно разную реакцию от клиентов или инвесторов, в зависимости от того, как мы эту реальность подадим. И в какую рамку всё запакуем. В зависимости от задачи — похвалить или поругать — можно подтянуть любые факты.

Вспомни риэлторов: как продать дом на отшибе в лесу? Это же уникальная локация с живописным видом! Сигареты — это брутальность и чувство свободы! Убыток выглядит не так плохо, если кто-то по соседству вообще обанкротился. Если что-то подаётся в рамке «хорошая новость», зрителю нужно только принести хоть какое-то для этого подтверждение. Пусть и вывернутое наизнанку.

Кладезь ораторский приёмов: «Курите на здоровье»

Самое забавное, что знание о фрейминге не защищает от его влияния. Ты прочитаешь этот пост, скажешь «Аха!» — а вечером потратишь все карманные деньги на что-то модное. Только потому, что тебе упаковали это в рамку модного.

Не стоит себя винить, расслабься, это нормально. Ты не можешь подвергать сомнению вообще всё. Ты не можешь анализировать и перепроверять каждую входящую информацию. Тебе тоже нужны рамки, чтобы нормально функционировать. Вопрос не в том, как от них избавиться. Вопрос в том, кто их контролирует.

С этой системой бессмысленно бороться. Надо осознанно становиться частью этой системы. Научись осознанно строить рамки. Для своих идей, презентаций и отчётов. В мире, где все смотрят на то, что им показывают, величайшая власть — это власть показывающего.

Добро пожаловать в игру. Удачного фрейминга.