Лёгкий способ попасть на Олимп

— Ты какую систему мотивации используешь?

В популярной литературе любая история успеха звучит примерно так: иди в гараж, усердно трудись, будь настойчив, читай книжки по личностному росту, немного удачи, немного хитрости, и вот ты выходишь на IPO и пишешь автобиографию с названием «Мой путь (наверх)». Массовая культура любит всё про «селф-мейд» и это хорошо продаётся. И никому не приятно слышать, что успех — это дело случая или (хуже того!) дело связей.

Талеб наш любимый всю дорогу с этим активно спорит. И даже целую книжку нам продал про то, что мы вообще-то серьёзно переоцениваем вклад собственных заслуг и так же серьёзно недооцениваем вклад удачи и окружения. Если кто-то стал успешен, то, скорее всего, кто-то сверху вовремя протянул ему руку. А не просто потому, что он вставал в пять утра и писал списки целей по системе GTD.

В прошлом году вышло исследование, которое довольно убедительно поддерживает талебовскую позицию, но про академический мир. Учёные взяли и внимательно посмотрели, кто у кого учился среди нобелевских лауреатов. И, сюрприз-сюрприз, выяснилось, что подавляющее большинство лауреатов — это буквально одна большая закрытая тусовка, где нобелевский лауреат учил другого будущего лауреата, который потом сам учил следующего лауреата, и так далее. Некоторые школы буквально штамповали обладателей премий. Никакого одиночного подвига, никакого «встал пораньше, съел лягушку, помедитировал, получил Нобель». Нет, всё это академические династии. Прямо как семейный бизнес, только на эти корпоративы приходит король Швеции.

Первым делом хочется, конечно, заподозрить ботаников в теории заговора. Но скорее всего дело не в закрытости и кумовстве. Совместная работа в лаборатории, ежедневные обсуждение, обмен мнениями и споры — единственный способ эффективно передать знания и стиль мышления. Да, книги это хорошо. Но они не передают взгляд, подход, нюансы и отношение к частным случаям, весь культурный багаж и связи, которые ты получаешь, когда работаешь бок о бок с мастером своего дела.

Знания передаются так же, как воспитание — из уст в уста, через наблюдение, обсуждения, комментарии и совместную деятельность

И да, через умения и возможности привлечения необходимых для развития ресурсов. Через доступ к передовым знаниям из смежной темы, которые трудятся в соседней лаборатории и ходят обедать в ту же столовую.

Почему ты думаешь, сильные мира сего так упорно пристраивают своих отпрысков в Лигу плюща и закрытые клубы? Потому что там библиотеки богаче? Или ролики с TED быстрее загружаеются?

Потому что там преподаватель может не просто прочитать чужую лекцию (передаю привет своей альма матер), а передать знание. Своё знание. И объяснить. И направить. Потому что за соседней партой сидит будущий министр, нобелевский лауреат или балбес, у которого папа знает, как открыть правильную дверь, чтобы профинансировать ваши исследования. Потому что попасть туда — это не про знания, это про включение в систему.

Задай себе вопрос: кто твой наставник? Кого ты слушаешь? У кого ты учишься? Стоит ли копировать эти подходы? Если твой «учитель» от всей души протянет тебе руку, на какой Олимп он тебя сможет подтянуть?

Есть такая житейская мудрость, что важно не умение карабкаться по лестнице, а умение увидеть, к той ли стене лестница приставлена. Потому что с неверно выбранной вершины будет видно примерно ничего.

Хочешь попасть на Олимп — выбери настоящего мастера. Который уже на Олимпе. Иди туда, где этот мастер работает. Или куда спускается. Начни подавать ему инструменты, смотри, слушай и впитывай. Получи возможность задать вопрос и стать полезной. Задача — оказаться достаточно близко, чтобы перенимать мышление, смотреть на вещи с его позиции — это практически единственное, что может дать тебе доступ на капитанский мостик.

Всё остальное — сказки про упорство «Только сейчас! Всего за $9.99!»