Очень забавно наблюдать, какое бурление вызвал параграф Артемия Андреича о том, что маркетинга не существует среди провинциальных маркетологов.
Не станем обсуждать провокативность известного интернет-деятеля, но по существу с ним сложно не согласиться.
Из своей ежедневной деятельности на полях самого настоящего боевого маркетинга автор в состоянии обозначить пару личных претензий к обсуждаемой дисциплине:
- Маркетинг не обладает необходимыми знаниями и прикладными методами, которые позволяли бы делать устойчивые рабочие прогнозы. Много гипотез и наблюдений, но никаких законов и правил. То есть это заведомо некачественная теория.
- Маркетинг не в состоянии качественно выполнять декларируемые им самим функции (речь о 4P: product, price, place и promotion). Потому что у него нет для этого ни теоретического, ни инструментального аппарата, способного добиваться предсказуемого результата.
При этом, говорить о том, что маркетинга не существует — тоже не верно. Он существует так же, как существуют политика, религия и философия. И соответственно его можно относить в ту же категорию гуманитарных знаний, которые строятся на анализе и дискуссионных методах, но без инструментальных решений. У них есть отдельный общий термин — это спекулятивные науки.
То ли дело Маркетирование
Чтобы подать качественный пример и выгодно выделиться на фоне спекулянтов, выведем из нашей теории универсальное предсказание:
Как действующий маркетолог могу говорить об этом совершенно спокойно.
Весь успех, которым наша дружная команда гордится под знамёнами любимого работодателя, добыт исключительно сейлзовыми техниками и переговорными навыками. Ну и врождённой предпринимательской изворотливостью.