Откуда берутся наши желания

Анри-Габриэль Ибельс «Цирк», 1893

Питер Тиль несколько раз упоминал, что является преданным учеником и последователем идей Рене Жирара. Использует их для понимания человеческой природы, руководствуется при выборе объектов для инвестиций, и считает, что их понимание жизненно необходимо основателям стартапов. Давай разбираться.

Рене Жирар (René Girard) — французско-американский мыслитель и антрополог, известен прежде всего своей миметической теорией, которой объясняет природу человеческих желаний и насилия. Он работал в Стэнфорде и там же преподавал философию Тилю и другим обитателям Кремниевой долины.

Наши желания — не наши

Центральным для Жирара был вопрос: «Откуда берутся наши желания?» В основе его миметической теории (от греческого μίμησις (mimesis) — «подражание») лежит идея, что люди от рождения сами по себе ничего не хотят, а в своих желаниях подражают желаниям других.

We would like our desires to come from our deepest selves, our personal depths. But if it did, it would not be desire.
Desire is always for something we feel we lack.

На каждом этапе развития, у человека есть образцы для подражания (mediators) — родители, друзья, коллеги, публичные лидеры мнений и знаменитости. За которыми мы внимательно наблюдаем и перенимаем всё, что можем: от манер, привычек и образа мыслей, до объектов желаний. Нам всегда нужны подсказки, что достойно быть желаемым. Жирар говорил: «Чтобы по-настоящему желать, мы должны… заимствовать желания у окружающих нас людей… Это заимствование часто происходит так, что ни дающий, ни заимствующий его не замечают».

Мы хотим того, чего хотят другие

Объект желания сам по себе вторичен — важен именно факт того, что его желают другие. И такое миметическое (подражательное) желание приводит к тому, что несколько человек начинают хотеть одного и того же — а значит, неминуемо вступают в соперничество друг с другом за обладание этим объектом.

Вас — мимов — много, а я одна

Соперничество за обладание одним и тем же запускает целую цепочку конфликтов. Когда несколько индивидов желают один и тот же объект, это приводит к конкуренции. А конкуренция лишний раз подтверждает ценность объекта и ещё больше стимулирует желание. Вовлекая в борьбу новых участников. В результате конфликт разрастается, все начинают воевать против всех. Желание одного становится препятствием для другого. И инструменты конкурентной борьбы становятся всё более травматичными.

Агрессия вызывает агрессию

«Насилие всегда воспринимается как оправданный ответ, — пишет Жирар. — Никто никогда не чувствует себя ответственным за его начало». И в какой-то момент взаимная борьба достигает критической точки. Когда конфликт накаляется, угроза применения насилия становится явной и начинает угрожать коллективу или обществу, требуется какой-то выход. И исторически пар спускается одним и тем же социальным механизмом.

Козел отпущения (scapegoating)

На пике напряжения люди с чьей-то подачи или произвольно выделяют кого-то одного виновным во всех бедах, фокусируя на нём свою ненависть и агрессию. Не бывает просто чумы: должен быть Эдип, вызвавший гнев богов. Толпа не понимает сложные динамические системы и эффекты второго порядка. Проще всего заходит прямая логика: «X вызвало Y, X — плохо, и чтобы всё снова стало в порядке, надо его устранить».

Великие писатели вкладывают важные истины в уста придворных шутов, клоунов и городских пьяниц

Единодушно избранный «козёл отпущения» — будь то чужак, преступник или иная жертва — подвергается изгнанию или убийству (реальному или символическому), и тем самым мир восстанавливается.

У любой ошибки есть фамилия, имя и отчество

После того, как «виновник» наказан, а мир восстановлен, толпа находит в этом подтверждение, что жертва была ненапрасной. Примечательно, что «козёл отпущения» почти всегда — самый безобидный из всех участников, а после жертвоприношения община начинает его почитать, наделяя священным статусом.

И вся вот эта форма насилия для предотвращения другого насилия по Жирару существует в человеческой культуре с начала веков. Первобытные ритуалы жертвоприношения и более позднее мифологические сюжеты так или иначе постоянно оправдывают проявления коллективного насилия. И только в Библии невинность жертвы (Иисуса) раскрыта, а насилие толпы осуждено — таким образом христианство навсегда подрывает сакральную силу коллективного убийства.

Жирар предупреждал, что в новейшее время человечество рискует столкнуться с беспрецедентными вспышками насилия — вплоть до глобальной катастрофы, если не осознает и не обуздает эти разрушительные механизмы. Без прежних ритуалов, сдерживавших агрессию страхом сакрального, конкуренция между людьми и даже целыми государствами лишь нарастает.

Но есть и хорошие новости

Сам Жирар говорит, что подражательное желание — изначально благое по сути. Именно способность перенимать желания лежит в основе обучения, творчества и любого развития: «Если бы наши желания не были миметическими… не было бы никакого сотрудничества, ни свободы, ни человечности». А понимание того, как нами зачастую движет чужой пример, помогает критически отнестись к своим стремлениям и избежать слепого следования за толпой.

Жирар считает, что человек не в состоянии избаваться от этих желаний, поскольку это чать нашей природы. Вместо этого, мы должны научиться этим управлять и запускать игру на другом уровне: необходимость в «козлах отпущения» прекратятся после того, когда подражательным/мимеичным станет желание мира.

Обогащаем арсенал

Тиль так формулирует собственную стратегию, которую выработал из идей Жирара: он всячески старается избегать разрушительной погони за тем, чего хотят конкуренты. «Если много людей делает одно и то же, очень сложно из этого сделать хороший бизнес. Если 20 человек продают в интернете корма для животных, вряд ли у тебя тут получится фантастический бизнес». Вместо того чтобы копировать чужие бизнес-модели и ввязываться в гонку, он ищет уникальные ниши, формируя «монополии».

Понимание того, как подражание управляет людьми, позволяет не попасть в ловушку бессмысленного соперничества

Кроме того, Тиль указывает на тревожные проявления механизма козла отпущения. Подобно тому как в архаичных сообществах винили условную ведьму или чужака, в современном мире, когда назревает всеобщий конфликт, роль козла отпущения легко достаётся наиболее заметной фигуре. В пример приводит кампанию против Билла Гейтса в ходе антимонопольного процесса против Microsoft как типичный пример того, как общество может «ополчиться и свалить вину на одного человека».

Понимание, что рыночные тренды и ажиотаж часто миметичны, помогает инвесторам не только выявлять «пузыри» и избегать стадного поведения, но и действовать контрциклично, зарабатывая на реакциях толпы.