Тебе шашечки или ехать? (MVP)

Уже не первый год автор наблюдает за множеством стартапов, которые месяцами или даже годами разрабатываются в стелс режиме и всё никак не могут придти к состоянию готовности. Пора поделиться накопившимися наблюдениями.

Новый бизнес — это всегда высокие риски провала. А последствия провала всегда надо минимизировать.

Самый очевидный способ сгладить потенциальный ущерб неудачной бизнес-гипотезы — сократить вложения до минимума. Реализовав только и исключительно самый базовый функционал, необходимый для тестирования функции. В стартап-науке для этого есть специальный термин — MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт.

MVP — это версия бизнес-модели, реализованная с минимальными вложениями

Мысль в следующем. Придумывать идеи для бизнеса уже любой дурак умеет. Особенно про рынки, которых ещё не существует или как программисты могут потеснить традиционных игроков. Порой кажется, что сегодня каждый второй посетитель столичного Старбакса мнит себя новым Стивом Джобсом и этой думкой богатеет.

Но если разговор заходит про деньги, а в особенности профессиональные венчурные деньги, то в реальном мире никогда не было челенджа в придумывании новых приложений и технической возможности их запилить. Ценность предпринимателя — в быстрой валидации бизнес-гипотезы. С минимальными затратами. Задача MVP — быстро выпустить что-то на рынок и показать потенциальным клиентам. Чтобы получить фидбек и убедиться, что это кому-нибудь нужно.

На выходе одно из двух:

  1. Конверсия нулевая и рынок недоумевает, — чудесно, списываем микро-убытки и хватаем с полки следующую идею.

  2. Проблема существует? Люди хотят поговорить? Готовы платить? Прекрасно! Включается методология бережливой (lean) и гибкой (agile) разработки с непрекращающимся тестированием и получением с рынка обратной связи (customer development).

На практике это всё равно скатывается пусть в упрощённый, но всё равно какой-то самописный функционал, вылизанный дорогой дизайн и кучу времени на обсуждение не имеющих значения на этапе валидации гипотез деталей. После нескольких итераций автор евангелирует идею радикального MVP: do more with less.

Если можно получить фидбек на Фейсбуке — можно ограничиться постом на Фейсбуке. Для теста в онлайне можно ограничиться лендингом на чистом HTML и бесплатным хостингом на Гитхабе, на профильную конференцию можно напечатать простые визитки. А для общения с живым представителем потенциального B2B-клиента достаточно бутылочки хорошего алкоголя — реально будет сильно эффективнее, чем потеть в душной переговорке в присутствии его ассистентов и идиотов-маркетологов.

Радикальынй MVP — это версия бизнес-модели, реализованная из говна и палок

Такое самоограничение в том числе уберегает от когнитивного искажения спасения невозвратных затрат. Плюс позволяет с легкостью и без лишних сожалений выкидывать на помойку нежизнеспособные идеи.

Если чуть подумать, то радикальный MVP не противоречит идее перфекционизма, как может показаться на первый взгляд. А является его экстремальным воплощением.

Полезное упражнение: собрать всех заинтересованных и креативных и поставить им задачу удалить или упростить все функции. В итоге всё должно сойтись к главной функции, на которой всем нужно сосредоточиться. А бюджет направить на трафик и общение с целевой аудиторией.