Протест как высшая форма признания

Какое-то время наблюдаю, как на локальном рынке появился новый игрок. И это вызывает бурление в профессиональной тусовочке. Пренебрежительная критика, насмешки, указания на несоответствие стандартам и назидательный тон от старожилов заставляют на секунду остановиться и обратить на ситуацию внимание.

С чего бы тратить своё драгоценное время на чью-то критику? Тем более даря ему лишние упоминания? Ведь когда происходит что-то банальное, все это просто игнорируют, верно?

Каждый день на любом рынке появляются новые игроки, которые с 99% вероятностью банкротятся в первый год. Кого этим можно удивить? Если и обсуждать, то только в контексте моральной поддержки начинающего коммерсанта с пожеланиями ему удачи и выносливости. Кому может прийти в голову публично выступать против нового магазина канцелярских товаров или нового автосервиса?

Но если у новичка появляется много критиков, тем более в профессиональной среде, если старожилы тратят калории на то, чтобы высказать своё «фи», если обсуждение повторяется, определённо можно сказать одно: они чувствуют угрозу. Иначе, чем новичок заслужил такое внимание? Он принёс на рынок какую-то ценность. Которую, возможно, пока и сам не понимает. Но интуиция ветеранам что-то подсказывает.

Мы уже как-то обсуждали, что протест — это форма защитной реакции, выражающейся через скрытое нападение. Когда не имея возможности прямо выступить против реальной силы, используются завуалированные манипуляции. Под это мы можем чуть перефразировать принцип: «протест — это высшая форма признания». Признания бессилия и экзистенциональной угрозы.

Как это обычно происходит:

  1. Сначала они не понимают, что ты делаешь;
  2. Потом посмеиваются, над тем, что ты не понимаешь правил игры;
  3. Потом протестуют против того, что ты эти правила игры нарушаешь (не соблюдаешь отраслевые стандарты/политики/условия);

И это хороший знак для новичка. Потому что если коллеги протестуют, а клиенты продолжают платить, на рынке нашлась болевая точка, которую новичок начал удовлетворять. Возможно, с неважным сервисом, плохими процедурами или другими недостатками, но с необходимым рынку результатом. И следующим, четвёртым, этапом будет копирование.

Правильным кажется не дожидаться, когда продукт новичка превратится в отраслевой стандарт. И при первых признаках третьего этапа присмотреться, разобраться и инвестировать:

Посмотри, что возмущает «профи», и принеси на рынок улучшенную версию

Потому что истерика текущих лидеров — это лучшее исследование рынка, которое вы могли бы себе представить. И сигнал, который игнорировать было бы крайне безответственно.

Мы всё это многократно проходили: протесты против глобальных брендов, против сетевого ритейла, против автоматизации, против блогеров и пользовательского контента — каждый раз, когда критикуется не бизнес-модель, а протестуют против попрания привычек, устоев, профессиональных стандартов, когда апеллируют к морали, патриотизму или традиционным ценностям, когда критика идёт от «экспертов», а клиент продолжает отдавать свои деньги — в эту нишу надо врываться.

Выяснять, какую боль утоляют клиенты, и добавлять ценности. Или присоединяться к новичку через партнёрство. Или обогащать его продукт. Иначе останется только присоединиться к «экспертам» и скабрезно ворчать.