

Предыдущая неделя была насыщена встречами с представителями максимально разнообразных кругов. От столичных финансистов и корпоративного C-левела, до провинциальных соло-предпринимателей, наёмников и ранних пенсионеров. Беседы о сделках на десятизначные суммы, сложностях управления потоками в условиях санкций и выслушивание жалоб на дороговизну, бытовые сложности и критику «властей».
В результате поймал себя на отчётливом ощущении, что снова наблюдаю невидимый социальный механизм в действии.
Те, кто источал достаток и радость от жизни — ежедневно вращаются в максимально широких и активных кругах. Они обсуждают сделки, новые возможности, инвестиции и истории неочевидного арбитража. Глаза горят и не покидает ощущение, что мир полон возможностей, не смотря на общий негативный новостной фон.
А вот унылостью веяло от тех, кто застрял в застоявшемся и ограниченном круге ежедневного общения. В этом мире живут непреодолимые сложности, несправедливость, бесконечные стекляные потолки и закрытые двери. Мир замкнут, жесток и до боли предсказуем.
При этом общий образовательный, финансовый и классовый бэкграунд примерно одинаков. Уровень эрудиции и даже общее представление о том, как всё устроено — всё на одном полюсе. Бросается в глаза одно отличие: ближайшее окружение и люди, с которыми ты ежедневно взаимодействуешь.
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — банальная пословица, которую мы слышим с детства. Но как будто за этой прописной истиной стоит один из самых мощных механизмов, определяющих наше будущее:
Если твои ближайшие друзья — ментальные пенсионеры, то забудь о своих возможностях активного развития. Твой текущий удел — магазин рыболовных снастей и раздел комментариев к локальным новостям. Смирись.
Эффект солёного огурца
Украинский педагог Виктор Шаталов сформулировал поведенческий «эффект соленого огурца»: если положить огурец в рассол, он обязательно станет соленым. Человек, помещенный в определенное окружение, неизбежно перенимает его мышление, приоритеты, способы видеть возможности.
Есть такая популярная в коучинговых кругах идея: «Твой доход равен среднему доходу пяти людей, с которыми вы проводите больше всего времени». Получается, «усредняется» не только доход, но и способ мышления, горизонт планирования, приоритеты и представления о возможном. И задача тут — осознать ограничения твоей текущей планки.
При этом нужно помнить, что доход — не самоцель и не главный критерий. Потому что примеров обратного эффекта полно: дети олигархов, проматывающие миллиарды, или наследники, разваливающие семейные империи. Просто находиться рядом с успешными людьми недостаточно. Имеет значение не статус окружения, а его качество. Богатый наследник может быть окружен такими же беспечными дебилами. Или коррумпированными лизоблюдами. Плюс, в коммуникациях необходимо активно участвовать — слушать, впитывать, задавать вопросы, а не просто присутствовать с телефоном в руках. Правильное окружение — это не «богатое окружение», а компания людей с определенным мышлением и поведением. Которые могут доверять друг другу.
У автора есть знакомая пара, дочерью которых все восхищаются. В свои неполные 20 лет она поражает социальными и деловыми качествами — не по годам расчётлива, рационально мыслит, легко находит общий язык с ровестниками и взрослыми, постоянно проворачивает какие-то сделки. Сверстники рядом с ней выглядят… подростками.
Главное отличие от других детей: родители, довольно активные и успешные в своих индустриях, постоянно устраивали дома пятничные посиделки и коктейльные вечеринки. И ребёнок с подросткового возраста сидела за общим столом, слушая, как взрослые обсуждают новости и сделки, празнуют победы и переживают провалы, анализируют ситуации и принимают решения. Пока ее одноклассники залипали в игровые приставки, она впитывала логику успешных людей во время веселых попоек.